Наталья Шокурова – заместитель главного врача оренбургского госпиталя ветеранов войн, главный внештатный гериатр МЗ Оренбургской области и член попечительского совета пансионата «Марсово поле». По ее мнению, в последние годы в поведении представителей серебряного возраста заметны серьезные изменения в отношении к самим себе.

 

– Наталья Сергеевна, когда начинается старость?

– Пожилого человека стандарты ВОЗ определяют по достижении 60 лет. Но, как я успела много раз убедиться, старость – процесс неопределенный. Есть люди 80 и даже 90 лет, к которым невозможно обращение «бабушка» и «дедушка». Это самостоятельные полные достоинства личности, вовлеченные в жизнь. А есть люди 50 и даже 45 лет, которые поставили на себе крест. С этого момента и началось их старение. В этой теме ментальный и социальный фактор играют роль не меньшую, чем наличие болезней.

– Получается, что тот, кто умнее, старится позже?

– Очень грубо, конечно. Но в целом верно. Давно замечено, что развитый ум обеспечивает сохранность тела. Тот, кто много читает, кто востребован профессионально и в социуме, кто постоянно учится… можно быть уверенным, что такой человек состарится позже и менее радикально, чем его инертная противоположность. У нас в геронтологическом центре есть одна дама на учете. Лично у меня она вызывает восторг и восхищение. В свои 100 лет наша Анна Петрова проживает самостоятельно. Да, у нее есть родственники, готовые при необходимости взять опеку, но она этого не хочет. Потому, что стремится к независимости и активности. И она… вот как-то увлечена самой жизнью. Всех у нас в госпитале, например, знает, со многими с удовольствием общается. И характер у нее очень позитивный и открытый.

– Как люди становятся вашими пациентами? Это их собственная инициатива?

– Иногда. Но чаще попадают к нам по рекомендациям. А еще их приводят родственники. Кстати, в таких случаях почти повсеместно есть уже достаточно выраженные ментальные изменения. И, когда мы ставим деменцию, это приводит родных в ступор: как так? Он же все-все помнит, что было во время войны. Именно поэтому я всегда призываю родственников пожилых людей хотя бы немного изучить этот вопрос, чтобы была возможность ощутить «первые звоночки» в поведении близкого.

– И на что следует обращать внимание?

– Для угасающего мозга события прошедших лет становятся ярче и значимей реальности. Если ваши мама или дедушка-бабушка отлично помнят, как звали соседских коров в событиях 50-летней давности и не помнят, завтракали сегодня или нет, это точно должно насторожить. Если забывают адрес своего нынешнего дома, не могут воспроизвести на память ни один телефон знакомых людей, если рассеянность доходит до того, что не могут взять тарелку с чашкой с привычного места, совершенно точно: имеет место нарушение памяти.

– И что – если прийти вовремя, процесс обратим?

– Не «обратим», конечно… Но есть возможность его замедлить. Существуют препараты, когнитивный тренинг, физическая активность… В нашем гериатрическом центре при госпитале очень хорошо поставлена работа психологов, психотерапевтов, психиатров. Именно они делают основной вклад в то, чтобы продлить самостоятельность человека и не дать ему раньше времени стать стационарным пациентом.

– Как насчет региональных особенностей? Есть какая-то закономерность по городам?

– Только одна. Там, где мало докторов и кадров, имеет место якобы позитивный уровень пожилого населения без деменции. На самом деле речь просто о недостаточном обследовании. Так что – нет, это явление повсеместное.

– Как, по-вашему: люди у нас готовы заботиться о себе по достижении какого-то возрастного порога?

– Меня очень радует большое количество пожилых людей на улицах, занятых собой. По городу много бабушек гуляет с палками для скандинавской ходьбы. Недавно видела на Советской: женщина «за 60» на самокате рассекала с такой скоростью, что молодежь не угонится! А посмотрите в бассейнах: там же все старше 50. Молодежи особо и нет. Может быть, это я так попадаю… Но, по-моему, здесь какую-то положительную роль сыграл ковид. Все погрузились в интернет, насмотрелись мотивирующих роликов. И поняли, как соскучились по жизни, которую жаль растрачивать на сомнения и комплексы.

– Работает ли у нас федеральный проект «Демография» и, в частности, программа «Старшее поколение», о которых так активно говорили пару лет назад?

– Совершенно точно – да. Только по ведомству минздрава есть целый ряд контрольных точек, которые мы обязаны выполнять. В области ведется профилактика переломов и падений, профилактика когнитивных нарушений. Внедряется система долговременного ухода. Это вообще что-то удивительное, построенное на межведомственном взаимодействии. Пока в нее включены только Минсоцразвития и Минздрав. Ее основная цель – не «проморгать» людей на ранней стадии возрастных изменений, которым можно помочь относительно легко. Скоро в нее включатся другие участники: почта, полиция, банки, соседи… Так будет обеспечена поддержка для одиноких людей, нуждающиеся в медицинской и социальной помощи. Чтобы обследование состоялось вовремя, чтобы была маршрутизация по медицинским учреждениям, чтобы было разумное кураторство и обеспечение необходимой бытовой помощи для возможно долгой самостоятельности человека. По сути, это возрождение системы гражданской и социальной сознательности из СССР…

– Ваш профессиональный совет родственникам, которые понимают, что настало время помогать своим близким?

– Конечно, нужно обращаться к гериатру, но не во всех поликлиниках они есть. Для начала я советую протестироваться на сайте memini.ru. И, если увидели какие-то признаки, поизучать разделы, почитать типичные вопросы и ответы. Но лучше всего – ищите «Кабинеты памяти». Они у нас в Оренбурге есть. Здесь вам проведут самую полную диагностику на основании анкет и тестов. Сделают заключение. И даже при необходимости обучат основам ухода за пожилым родственником.

В Оренбурге обозначенной проблемой занимаются не только государственные учреждения, но и некоммерческие организации. В том числе пансионат «Марсово поле», где тоже есть «Кабинет памяти» с разработанной программой, в которой задействованы врач-психотерапевт и психологи. Пройти программу можно как во время проживания в пансионате, так и амбулаторно.